В 2022 г. на сайте музея была опубликована виртуальная выставка «Есенин и художники», рассказывающая о близких друзьях и знакомых поэта — художниках и живописцах, творчество которых было близко С.Есенину. С помощью воспоминаний о их общении, пересекающемся творчестве мы попытались показать не только интересные моменты эпохи ХХ века, но и вспомнить малоизученные факты биографии самого Сергея Александровича. Из-за большого объема материала в первую часть выставки не вошел целый ряд художников, с которыми у Есенина не были близкие дружественные отношения, но их работы, на наш взгляд, так же проливают свет на его жизнь и творчество. Поэтому решено было дополнить выставку «Есенин и художники» второй частью, куда вошли русские и зарубежные живописцы и графики, с которыми поэт пересекался в своей жизни, на выставки которых он ходил, или кто оставил на память небольшие малоизвестные портреты поэта.
Один из основателей группы «Бубновый валет», с членами которой дружил С. Есенин. Стихотворение С. Есенина «Разбуди меня завтра рано…» и рисунок П. Кончаловского печатались в книге «Автографы» (1919). О своих встречах с поэтом П. Кончаловский вспоминал: «В те двадцатые годы было заведено: день принадлежал живописи, вечера — друзьям и развлечениям. Помню, как втроем мы отправились к «Пронину», был такой ресторан на Молчановке, где собирались вечерами московская аристократия и художественная публика. Шумно, оживленно. Осмеркин и Есенин как дома. Масса знакомых – артисты, писатели, художники. Расходились за полночь».
П. Кончаловский стал действительным членом Академии художеств, профессором, народным художником РСФСР.
Автор монотипий. Наибольшей известностью пользуется ее серия портретных изображений силуэтов современников. В 1921 – 1924 гг. вышло около 90 силуэтов русских поэтов и писателей.
Е. Кругликова выполнила три различных силуэта С. Есенина. Они предназначались для сборника «Призвание поэта» (не вышел) и сборника стихов, выпущенных издательством «Полярная звезда». Один силуэтный портрет заключен в круг из листьев, на другом изображен только силуэт головы Есенина, нет ни четкого пятна белой рубашки, ни темного силуэта пиджака, как на первом силуэтном портрете. Художница выразила задорность молодого человека. Первая публикация силуэтных рисунков была в сборнике «Сергей Александрович Есенин».
С Есениным В. Ардова познакомила в 1923 году актриса А. Миклашевская.
В воспоминаниях В. Ардов подчеркивал, что в последние годы своей жизни С. Есенин был тяжело больным человеком, приводил версию о смерти поэта, рассказанную ему С. Клычковым.
«Есенин при жизни не был признан, — делал вывод В. Ардов, — к нему слава и признание пришли только после самоубийства, а так обыватели считали его хулиганом и сукиным сыном, а уже после смерти сопли распустили и слезы».
Нарисовал портрет С. Есенина во время встречи с ним в 1920 г.
«Не сразу и подумаешь, что это портрет Сергея Есенина, — пишет В. Кузнецова. — Контурной линией вылеплено лицо, ничего мягкого, всё резковато… На голове шапочка, напоминающая тюбетейку. Что-то от угловатого подростка в этом портрете, и угрюмость взгляда, сосредоточенность внутрь себя, какая-то обиженность сомкнутых плотно губ».
В 1921 году через Персию эмигрировал в Германию, затем — в США.
Лично М. Волошин с С. Есениным не были знакомы. Их стихи периодически публиковались в одних журналах и сборниках.
Эм. Миндлин вспоминал, что в 1920-е годы М. Волошин, ознакомившись со сборниками московских поэтов, был удивлен тем, что Есенин называет себя имажинистом.
«Скажите, пожалуйста, — говорил М. Волошин, — почему Сергей Есенин тоже называет себя этим… имажинистом? Он вовсе не имажинист. Он просто поэт. То есть просто настоящий поэт, милостию Божией, совсем настоящий. И зачем ему этот имажинизм?».
Ученик И. Репина. В декабре 1915 г. присутствовал при визите С. Есенина в имение И. Репина «Пенаты», описал манеру чтения поэтом своих стихов и их положительную оценку художником.
А. Комашка вспоминал: «Однажды в среду, писатель Иероним Ясинский приехал в Пенаты с одним юношей. Нельзя было не обратить внимания на его внешность. Свежее лицо, прямо девической красоты, с счастливыми глазами, имеющимися кудрями цвета золотого льна, элегантно одетый в серый костюм. За круглым столом, при свете лампы, проходил обед. Потом обратились к пище духовной. Вот тут-то Ясинский представил всем молодого русского поэта — Сергея Есенина. Есенин поднялся и, устремив светлый взор вдаль, начал декламировать. Голос его был чистый, мягкий и легкий тенор. В стихах была тихая грусть и ласка к далеким деревенским полям с синевой лесов, с белизной нежных березок, бревенчатых изб… Так живо возникли и лирические образы у нас, слушавших чтение. … Репин аплодировал, благодарил поэта. Все присутствующие выражали свое восхищение».
Автор многочисленных пейзажей и натюрмортов. П. Кузнецова нередко называли живописцем-поэтом. Был учредителем объединения «Четыре искусства». Поддерживал знакомство с поэтами-имажинистами. Репродукции с работ П. Кузнецова печатались в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном».
В 1919 г. С. Есенин от имени «Трудовой Артели Художников Слова» просил Госиздат разрешить напечатать художественные папки четырех художников, в том числе и рисунки П. Кузнецова «Слепые ноги».
И. Марков вспоминал, что во время гастролей А. Дункан в Ленинграде в её номере в гостинице «Европейская» побывали Н. Клюев, А. Толстой, художник П. Кузнецов, «который показывал собравшимся свои зарисовки Есенина».
Рисовальщик, автор быстрой зарисовки, шаржа, карикатуры. С 1919 г. жил на Кавказе, принимал участие в выпуске «Окон РОСТА».
А. Любимов в 1924 г. работал художником в тифлисской газете «Заря Востока». В редакции познакомился с приехавшим в Тифлис С. Есениным. Поэт был в гостях у Любимовых.
В юбилейном издании «Тысяча звонков» (Тифлис, 1925) опубликован дружеский шарж А. Любимова на С. Есенина, В. Маяковского и Л. Сейфулину.
Художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени.
Встречался с С. Есениным в марте 1919 г. во время обсуждения докладов по искусству, проводимых по понедельникам Лекционным бюро Отдела изобразительных искусств Наркомпроса в помещении Профессионального союза поэтов (Тверская, 18). С. Есенин упоминал о супрематистах в Берлине 16 мая 1922 г. во время интервью корреспонденту газеты «Накануне».
Учился в Академии художеств в мастерской И. Репина. Участвовал в выставках «Мира искусства». В 1922 г. выехал из России, жил во Франции, участвовал в выставках.
В 1922 г. Д. Бурлюк в нью-йоркской газете «Новое русское слово» в статье «Поэт С. Есенин и А. Дункан» писал: «С. Есенин родился 21 сентября 1895 года. Он был сыном крестьянина и до 9 лет жил в рязанской деревне. Надо напомнить читателю, что Малявин своих знаменитых красных баб нашел на родине Есенина...».
С С. Есениным П. Наумова познакомил поэт С. Городецкий. В 1916 г. П. Наумов вместе с С. Есениным проходил военную службу санитаром в Царскосельском госпитале № 17. 23 и 24 октября 1916 г.
П. Наумов нарисовал портрет С. Есенина (бумага, карандаш), который подарил поэту с надписью: «П. Наумов. На память любимому Сереженьке. 1916 г. 22 ноябрь. Царское село». Оригинал рисунка хранится в Институте мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук.
Хорошие отношения С. Есенина и П. Наумова продолжались после революции. Они иногда встречались.
Автор карикатуры, на которой С. Есенин изображен в виде воробышка, Ремизов — снегиря, Клюев — совы, а Городецкий — попугая (члены общества «КРАСА»). По этому поводу поэт С. Городецкий писал: «Говоря о «КРАСЕ», необходимо указать на талантливый сатирический отзыв о нашем вечере в журнале «Рудин», где была также чудесная карикатура: мы все в виде сиринов сидим на ветке, и Есенин там очень похож» («Новый мир», 1926, № 2).
Известность получил как автор картин на библейские и батальные исторические сюжеты. 3 июля 1916 г. на квартире М. Мурашева С. Есенин присутствовал при обсуждении репродукции картины художника Яна Стыки «Пожар Рима», под впечатлением от которой он экспромтом записал в альбом стихотворение «Слушай поганое сердце...».
«Я был поражен содержанием стихотворения, — писал М. Мурашев. — Мне оно казалось страшным, и я тут же спросил его: «Сергей, что это значит?» — «То, что я чувствую, — ответил он с лукавой улыбкой».
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский государственный музей С.А. Есенина»
Директор — Светлана Николаевна Шетракова
Автор статьи, подбор материала — Александра Шетракова
Техническая реализация — Георгий Баранов