К юбилею Сергея Есенина: 125 лет со дня рождения Поэта

Виртуальная выставка
«Москва Сергея Есенина»

Куратор выставки — историк Анна Эспарса

Документальный цикл «Москва Сергея Есенина»

I. Сергей Есенин. Первый московский адрес и бегство от семейной жизни

В 1912 году юный Сергей Есенин приезжает в Москву, в дом своего отца Александра. Поначалу ему приходится работать в мясной лавке, а после находит занятие по душе — в типографии Сытина, где он знакомится со своей первой гражданской супругой Анной Изрядновой. Кроме любви, Москва дарит новых друзей и первое изданное стихотворение.

Историк Анна Эспарса рассказывает о первых годах жизни поэта в Москве, раннем творчестве, первом гражданском браке и о том, как разбилось о быт семейное счастье Сергея Есенина и Анны Изрядновой.

II. Сергей Есенин. Тайны Cуриковского кружка. Мечты о столице

В 1913 году поэт Сергей Есенин знакомится с участниками знаменитого Суриковского литературно-музыкального кружка. Он ищет свой образ и стиль, выпускает журнал «Друг народа», становится интересен декадентской московской публике как перформер.

Историк Анна Эспарса рассказывает о том, как складывалась жизнь поэта в первые московские годы. О чем мечтал Сергей Есенин в этот период? Почему хотел сбежать в Петербург? И что же «шептала» Москва о молодом поэте Есенине?..

III. Сергей Есенин. «Стойло Пегаса» и прочий имажинизм

Революцию 1917 года Сергей Есенин восторженно встретил в Петрограде. Именно здесь поэт получил похвалу и поддержку Александра Блока, покорил гостей салона Зинаиды Гиппиус и саму хозяйку — «белую Дьяволицу».

В 1918 году Есенин возвращается в «опьяненную» Революцией Москву. Теперь поэт стремится к всемирной славе. В Москве начинается новый этап в его творчестве — переход к имажинизму.

О встречах на Тверской в «Стойле Пегаса», селебрити Серебряного века, о переходе от «рязанского Леля» к столичному денди, а также об имажинизме Есенина рассказывает историк Анна Эспарса.

IV. Сергей Есенин. Любовь к Айседоре и свадьба на первой встрече

Эта история любви потрясла весь мир 1920-х гг. XX века. Встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан стала подарком судьбы, навсегда изменившим жизнь Сергея Есенина.

Историк Анна Эспарса рассказывает о том, где и при каких обстоятельствах поэт познакомился с Айседорой, когда она стала его женой, что было в их совместных поездках по Европе и США, а также о причинах расставания всемирно известной Айседоры Дункан и выдающегося русского поэта.

V. Сергей Есенин. Поэт и смерть. Задушенный советской властью

В августе 1923 года Сергей Есенин возвращается в Москву. Москву, пугающую отношением к поэту и его заграничной жизни. Страна изменилась: новому правительству нужны другие поэты. Подавленность и депрессия, уголовные дела и обвинение в антисемитизме — жизнь Есенина вновь, теперь безвозвратно изменится.

Историк Анна Эспарса рассказывает о последних циклах стихов, боли Есенина по ушедшему времени, раскаянию поэта перед первой московской гражданской женой Анной Изрядновой. Трагедия в гостинице «Англетер» — 28 декабря 1925 года и последний «московский адрес» — под вязами, как и предсказано в «Москве кабацкой».

В XIX веке появилась популярная поговорка-присказка: «В Москве литераторы проживаются, а в Петербурге — наживаются». Москва для Сергея Есенина — город как поэтический образ, метафорическое пространство, в котором рождён и сформирован народный характер. «Московская Русь» объединяет Европу и Азию, искупление и грех, многовековую историю и революционную «красную Столицу». Сергей Есенин, пожалуй, самый московский поэт XX века. Слова Цветаевой звучат как аксиома: «Гений даёт имя эпохе». Есенин, безусловно, даёт новое поэтическое имя Москве.

В конце июля 1912 года Сергей Есенин выехал из родного села Константиново Рязанской губернии в Москву. Первый московский адрес — Большой Строченовский переулок, дом 24. Здесь жил отец поэта, а Сергей летом 1911 года уже гостил в его московской квартире и даже прикупил 25 книг. Есенин к 16-ти годам успел дважды влюбиться, написать от руки две тетради собственных стихотворений и окончить Спас-Клепиковскую учительскую школу, получив «звание учителя школы грамоты».

В Москве Есенин поступил в контору владельца мясной лавки купца Крылова, где приказчиком работал его отец, Александр Никитич. Но вскоре поэт устроился в контору книготоргового товарищества «Культура», а весной 1913 года — в типографию товарищества Сытина. В доме № 71-73 по Пятницкой улице печатали каждую четвёртую книгу в Москве. Это огромное производство было оборудовано с учётом всех последних технологий книгопечатания. Именно здесь молодой поэт Есенин получил должность подчитчика (помощник корректора).

В этом здании он познакомился со своей первой женой — корректором Анной Изрядновой. Эта встреча вполне отражала характер «нового времени». Анна Изряднова — прогрессивная московская барышня начала XX века: сама зарабатывает на жизнь, посещает лекции, участвует в митингах, влюбляется в модных поэтов. Анна Изряднова старше Сергея Есенина на 4 года, брак заключён также «по моде» — гражданский («без венчания и нудни попов» — цитата из переписки молодожёнов).

Сергей и Анна вместе посещают Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского (Миусская площадь, дом 6), где слушают лекции по философии, истории, психологии и социологии.

В это же время Есенин поступает в типографию Чернышёва-Кобелькова и «возвышается до должности корректора». 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, назвали Юрием. К этому моменту супруги уже не жили вместе. В «Воспоминаниях» Анны Изрядновой, изданных в 1965 году, есть рассказ о том, как произошло расставание. Летом 1914 года Есенин спешно оставил работу и уехал в Крым один. В Ялте он настолько «истратился», что не имел ни рубля для возвращения в Москву. Беременной жене пришлось срочно собирать деньги для возвращения поэта. По возвращении Есенин уехал жить к товарищам, но с Анной сохранил дружбу до конца жизни (более того, накануне роковой поездки в Ленинград он был у Изрядновой и жёг свои дневники). Анна Изряднова преданно любила поэта, ни разу не упрекнув в разрыве. Говорила только: «Сергей был гениально расточителен и непрактичен. Жалование и гонорары тратил разом на книги, журналы, нисколько не думая, как жить...».

Во время брака с Изрядновой происходит одно из важнейших событий в творческой судьбы поэта — в январе 1914 года в первом номере детского журнала «Мирок» опубликовано есенинское стихотворение «Берёза». Оно было подписано по-есенински «скромно» — «Аристон» (в переводе с греческого означает «самый лучший»).

В этот период Есенин участвует в собраниях Суриковского литературно-музыкального кружка и становится одним из организаторов журнала суриковцев «Друг народа». Своего помещения суриковцы не имели: собирались на частных квартирах и в московских трактирах. Несколько поэтических встреч прошло в доме по адресу: переулок Чернышевского, дом 4. Здание было построено в 1905 году по проекту архитектора Максима Карловича Геппенера на территории усадьбы Мейера. Хозяйка дома покровительствовала «новому искусству» и любезно приглашала Суриковский литературно-музыкальный кружок проводить свои собрания во флигеле усадьбы.

В это время Сергей Есенин ищет не только поэтический язык, но и свой образ. Каждое появление молодого поэта сопровождают восторженные пересуды: то Есенин явится в костюме пастушка Леля (шёлковая синяя рубаха, бархатные шаровары и сапожки), то наденет узкие лакированные туфли, фрак и прихватит блестящий цилиндр с тростью. Московская публика взволнованно следила за каждым новым адресом «мальчика с золотой копной волос».

Утвердившись в Москве, молодой поэт весной 1915 года едет со своими стихами в Петроград. Стоит сказать, что намерение уехать в столицу появилось у Есенина ещё в 1913 году: «Думаю во что бы то ни стало удрать в Питер. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга» (из письма другу, осень 1913 года).

Сергей Есенин был против деления своего творчества на периоды. В статье «Ключи Марии» он пишет: «Человеческая душа слишком сложна для того, чтобы заковать её в определённый круг звуков какой-нибудь одной жизненной мелодии или сонаты».

Но всё же возвращение из Петрограда в Москву определило совершенно новый этап в творчестве и личной жизни поэта.

В Петрограде Есенин влюбил в свои стихи Александра Блока, очаровал декадентский салон Зинаиды Гиппиус и восторженно встретил Революцию стихотворением:

Разбуди меня завтра рано,
О, моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.
На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.
Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров...
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.

(1917 год)

Революционная романтика позже сменится холодной критикой наступившего времени:

Пустая забава!
Одни разговоры!
Ну что же?
Ну что же мы взяли взамен?
Пришли те же жулики, те же воры
И вместе с революцией
Всех взяли в плен…

(фрагмент поэмы
«Страна Негодяев»,
1922–1923 гг.)

Но в 1918 году Есенин возвращается в Москву окрыленный своим успехом в новой, революционно новой жизни. Меняется настроение поэта — он увлечен теперь не поэтикой русской деревни — он жаждет всего мира, интернациональной славы!

Популярное литературное направление имажинизм (от латинского «Imago» — образ) восходит к англоязычной поэтической школе (Томас Эрнест Хьюм, Эзра Паунд, Томас Стернз Элиот, Ричард Олдингтон). Основное выразительное средство имажинистов — метафора, игра с образами, неразрывная двусмысленность каждого из сущностных понятий. Знакомство с имажинистами в России случилось благодаря статье Зинаиды Венгеровой «Английские футуристы» (сборник «Стрелец», 1915 год). Эта статья и переводы английской поэзии имажинизма стали практическим манифестом для двух друзей — Сергея Есенина и Анатолия Мариенгофа.

Декларация имажинистов, под которой они подписались, была опубликована 30 января 1919 года. Количество книг, издаваемых имажинистами в собственных издательствах («Имажинисты», «Чихи-Пихи», «Орднас»), увеличивалось с каждым годом: в 1919 году — около десяти изданий, в 1920-м — около двадцати, в 1921-м — свыше тридцати.

Они захватили власть в «кафейной» Москве (сначала утвердились в «Домино», затем основали свое «Стойло Пегаса»), покорили залы Политехнического музея и Консерватории.

Сергей Есенин писал об этом времени: «Слагая два противоположных явления через сходственность, в движении наша образность родила метафору:

Луна — заяц,
Звёзды — заячьи следы…»

Поэт Велимир Хлебников о московской жизни имажинистов писал в апреле 1920 года:

Москвы колымага,
В ней два имаго.
Голгофа Мариенгофа.
Город распорот.
Воскресение Есенина.
Господи, отелись
В шубе из лис!

(опубликовано в журнале «Харчевня зорь»)

Как известно, каждая счастливая встреча готовится в нашем сознании задолго до её наступления. Сергей Есенин, сменив деревенскую расписную рубаху на фрак и цилиндр, простонародные частушки на сложную метафорику имажинизма, ждал её — «мировой L’etoile».

3 октября 1921 года поэт Сергей Есенин и танцовщица Айседора Дункан познакомились в мастерской художника Георгия Якулова по адресу Большая Садовая, дом 10, квартира 38. Что примечательно, в этом же доме находилась «нехорошая квартира» писателя Михаила Булгакова.

В первый вечер Есенин читал свои стихи:

- Не устрашуся гибели,
Ни копий, ни стрел дождей, -
Так говорит по Библии
Пророк Есенин Сергей.
Время мое пристало,
Не страшен мне лязг кнута.
Тело, Христово тело,
Выплевываю изо рта…
----
…Я сегодня снесся, как курица,
Золотым словесным яйцом…
…И тебе говорю, Америка,
Отколотая половина земли, –
Страшись по морям безверия
Железные пускать корабли…

Спустя полгода после первого свидания Айседора Дункан увезла своего названного мужа — поэта Сергея Есенина — в долгое путешествие (Германия, Бельгия, Франция, Италия, США), которое составило его мировую славу.

Спустя два года супруги расстались, но, вероятно, эта история любви позже натолкнула поэта на проникновенные строчки:

Жизнь — обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена.
Я всегда, когда глаза закрою,
Говорю: «Лишь сердце потревожь,
Жизнь — обман, но и она порою
Украшает радостями ложь».
Обратись лицом к седому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той, что не нужна тебе.
Хорошо в черемуховой вьюге
Думать так, что эта жизнь — стезя.
Пусть обманут легкие подруги,
Пусть изменят легкие друзья.
Пусть меня ласкают нежным словом,
Пусть острее бритвы злой язык.
Я живу давно на все готовым,
Ко всему безжалостно привык.
Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня.
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил — забыли про меня.
Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.

В цикле «Москва кабацкая» есть строчка: «На московских изогнутых улицах умереть, знать, судил мне Бог». Умирать Есенин и, правда, начал после возвращения в новую столицу Советской России. Организованная травля Есенина (на поэта было заведено 13 уголовных дел) подорвала его здоровье. Каждый день выходили статьи, обвиняющие Есенина в отсталости, пьянстве, аморальной жизни, не достойной советского поэта.

Свой последний день (27 декабря 1925 года) Сергей Есенин провёл в Ленинграде, где остановился в №5 гостиницы «Англетер». Последнее стихотворение было буквально написано кровью:

До свиданья, друг мой, до свиданья,
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки,
без слова,
Не грусти и не печаль бровей, –
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

После гражданской панихиды в доме Союза поэтов в Ленинграде тело Есенина было доставлено на поезде в Москву 29 декабря. В Доме печати было устроено прощание с участием родственников и друзей мертвого поэта.

Последний московский адрес, как и пророчил в «Москве кабацкой», — могила под вязами, Ваганьковское кладбище. Похороны состоялись в последний день 1925 года.

О проекте

Организатор проекта:

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский государственный музей С.А. Есенина»

Директор — Светлана Николаевна Шетракова


Над проектом работали:

Куратор выставки — Анна Эспарса

Подбор материала — Александра Шетракова

Редактор — Наталья Орлова

Техническая реализация — Георгий Баранов