Образ Русского Севера в культуре серебряного века

Есенин и Нестеров

Искусство начала XX века активно обращается к теме Русского Севера. Поэт Сергей Есенин также не остался равнодушен к северным широтам.

Интерес к северным регионам Российской империи возник ещё во второй половине XIX века. В это время начинается активное изучение территорий Русского Севера, происходит обращение к национальным особенностям местных народов, переосмысление культурной значимости Русского Севера, что связано с тенденцией расширения ареала культурного наследия русского народа. В моду входят антизападные настроения, славянофильство, которые влекут обращение к своим исконным культурным сокровищницам, одной из которых выступает Русский Север.

Научное обращение к Северу повлияло и на искусство той эпохи. Художники, литераторы, музыканты, архитекторы и другие деятели искусств не обходили стороной великое фольклорное наследие северных народов. Северная культура предстала воплощением национального духа русского человека. В это время наблюдается большое количество творческих экспедиций. Такие поездки совершал, к примеру, один из самых ярких живописцев, обращавшихся к культуре Русского Севера — Михаил Нестеров.

Знакомство Михаила Нестерова и Сергея Есенина произошло в 1916 году на встрече у Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны в Марфо-Мариинской обители. Сергей Есенин вместе со своим товарищем Николаем Клюевым были приглашены для чтения своих стихов перед членами царской семьи и ранеными, находящимися на попечении в обители. Художник подарил молодому поэту подписанную открытку с изображением его картины «Святая Русь». После встречи Михаил Нестеров вспоминал о Есенине: «Молодой, лет двадцати, кудрявый блондин с каким-то фарфоровым, как у куколки, лицом».

И Есенин, и Нестеров являлись членами «Общества возрождения художественной Руси». Многие отмечают схожесть целей, которые они ставили перед собой в творчестве. Сергей Городецкий в своей рецензии на поэму Есенина «Товарищ» отмечал, что «была у него <Есенина> в стихах та мистическая тишина, которая характерна для картин Нестерова».

Действительно, Сергея Есенина и Михаила Нестерова роднило многое. В том числе очарование Русским Севером.

Живопись Михаила Нестерова имеет ряд отличительных черт, одной из которых стал знаменитый «нестеровский пейзаж», в котором присутствуют признаки уединённого ландшафта северной России. Рябина, хвойные деревья, расстилающийся вдали смешанный лес, озеро с зеркальной гладью, заболоченные берега, горизонтальная протяжённость и мягкая трактовка пространства, прозрачность деталей, ощущение дымки — всё это основные элементы, которые будут в будущем проявляться как типичные черты нестеровского пейзажа. Также стоит отметить, что все эти элементы пропитаны эмоцией: художник всегда распространяет на пейзаж те чувства, которыми живут его герои, что позволяет передать единение человека и окружающего мира.

1901 год в жизни Михаила Васильевича знаменуется поездкой на Соловки. Художник в компании своего друга, художника А.И. Чиркова, отправился в Соловецкий монастырь на Белом море с целью поближе познакомиться с жизнью монахов. Соловецкий монастырь отличается от других своей обособленностью, суровым климатом, особым укладом жизни и историческим прошлым. Лес, сплошь покрывающий холмистые острова, разбавляется торчащими главками небольших церквушек. Оторванность от большой земли способствовала сохранению некой автономии и укреплению древних традиций, арктический климат с зимой, длящейся 8 месяцев и со среднегодовой температурой +1, также влиял на быт и устройство монастырской жизни. Большое внимание монахами уделялось сельскохозяйственному труду: необходимо было приспособиться выращивать продовольственные запасы в таких погодных условиях. Также важное место в быту занимала рыбная ловля. Высшим послушанием, конечно, была молитва личная и богослужебная, но и она сопрягалась с трудовой деятельностью.

Нестерова поразил уровень единения человека с природой, который открылся ему там. Для него этот момент был крайне важен на протяжении всего его творчества. Монахи были в близком контакте с окружающей их средой и её обитателями, они входили в симбиоз, мирное сосуществование. Всё лесное население там вполне спокойно взаимодействует и уживается рядом с людьми. В.И. Немирович-Данченко писал в своих воспоминаниях о Соловках: «Много и зверья разного. Лисиц мы в зиму штук тридцать имаем. У нас зверь ручной, он не бежит: имай его, сам в руки дается. На горе Секирной, у отца Митрофана, куница есть, что твоя кошка: заберется в рукав к нему, на шею сядет. Затейница! У нас зверь чувствует, что тут ему льгота предоставлена».

Вернулся к соловецким мотивам в своём творчестве Нестеров уже в буйное время разжигающихся политических распрей. Возможно, обращение к старым мотивам было вызвано вновь потребностью изжить своё горе о судьбе родины в холсте. Именно образ монашества Соловецких островов, природа Русского Севера, которая предстаёт незыблемой, неизменной, невозмутимой среди потрясений, стали в тот момент для художника настоящим прибежищем.

Мечты о личном знакомстве с этими широтами у Сергея Есенина зародились при общении с Николаем Клюевым, другом и товарищем Есенина по новокрестьянской поэзии. Николай Клюев был родом из Олонецкой губернии и во всех красках мог посвятить Есенина в подробности жизни в олонецких лесах, устно познакомил юного поэта с красотами северной природы и Белого моря.

Воплощению мечты о поездке на Русский Север способствовало знакомство Сергея Есенина с поэтом Алексеем Ганиным и Зинаидой Райх, ставшей в последствие возлюбленной Есенина. Алексей Ганин, будучи уроженцем Вологодской губернии, решил навестить родителей и пригласил составить ему компанию в путешествии на свою малую родину своего нового товарища и Зинаиду. Поездка стала знаменательной — Сергей Есенин и Зинаида Райх обвенчались в церкви Кирика и Улиты в селе Коншино Вологодской области.

К сожалению, поездка Сергея Есенина на Русский Север не была масштабно запечатлена в его творчестве. В результате путешествия им было написано одно стихотворение «Небо ли такое белое…»:

Небо ли такое белое
Или солью выцвела вода?
Ты поешь, и песня оголтелая
Бреговые вяжет повода.

Синим жерновом развеяны и смолоты
Водяные зерна на муку.
Голубой простор и золото
Опоясали твою тоску.

Не встревожен ласкою угрюмою
Загорелый взмах твоей руки.
Все равно — Архангельском иль Умбою
Проплывать тебе на Соловки.

Все равно под стоптанною палубой
Видишь ты погорбившийся скит.
Подпевает тебе жалоба
Об изгибах тамошних ракит.

Так и хочется под песню свеситься
Над водою, спихивая день...
Но спокойно светит вместо месяца
Отразившийся на облаке тюлень.

Также исследователями было обнаружено черновое недописанное стихотворение, датируемое летом 1917 года, которое в последствие было напечатано в полном собрании сочинений Сергея Есенина:

Берег снежен, берег крут
Беломорский берег крут

Где ты, где ты, Кандалакша
Синий берег, тихий день
На холму

Где ты, белый мой песок

Север милый, где ты, где?
Вечер библиею красной
Колыхался на воде.
Помню, помню.

Литература

О проекте

Организатор проекта:

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский государственный музей С.А. Есенина»

Директор — Олег Юрьевич Робинов


Над проектом работали:

Автор статьи, подбор материала — Ксения Леонова

Техническая реализация — Георгий Баранов