В 2015 году была проведена активная работа по подготовке к празднованию 120-летия со дня рождения С.А. Есенина.
«Меня начнут понимать через сто лет после первой публикации», — сказал С.А. Есенин еще в юности, обращаясь как раз к тем молодым людям, которые станут знакомиться с его творчеством в начале XXI века. Именно этому поколению, которое способно взглянуть на творчество великого русского поэта без штампов и мифов советского времени, и будет посвящена программа юбилейных мероприятий Московского государственного музея С.А. Есенина.
Среди разнообразных форм работы музея приоритетными являются мероприятия, направленные на воспитание подрастающего поколения посредством художественного наследия гениального поэта России.
Поэтому программа юбилейных мероприятий во многом будет направлена на взаимодействие с Департаментом образования города Москвы в преподавании творчества С.А. Есенина в школе на уроках литературы, которое включает в себя разработку и издание методических сборников по творчеству поэта для преподавателей школ и гимназий, лекции и семинары в зданиях музея, школах Москвы и Подмосковья, выездные мероприятия и встречи, научная конференция на заданную тему, а также большая концертная программа, интересная подрастающему поколению.
Тема юбилейных мероприятий опирается на осознание того, что значение Есенина для русской культуры и истории определяет место, которое должно занимать преподавание его творчества в русской школе. Есенин — великий русский национальный поэт, чье неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории. Это положение ныне не нуждается в доказательстве.
Благодаря складу своего таланта и вниманию к духовному миру каждого человека и противоречиям эпохи, Есенин достиг такого масштаба и неоднозначности в отражении собственных переживаний и событий жизни, который придает его произведениям не только глубоко национальный, но и общечеловеческий характер. Проникновенный лирик и крупный эпический поэт, Есенин во многом предвосхитил художественные открытия мировой литературы XX века: синтез разнообразных жанров в лирике, поэме и драме, тяготение к иносказанию, притче и др.
«Большое видится на расстоянии», — справедливо заметил С.А. Есенин, и, учитывая масштабность личности это, наверное, касается самого поэта. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов призван был прийти в этот мир на время, за пределы которого не вышел, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души.
Развивая богатые духовные традиции русской литературы, Есенин обогащает их народной верой в словесную магию, в «божественный глагол» и выступает смелым реформатором русского языка и литературы, раскрывает богатство и многозначность живого русского слова. Образ — «основа русского духа и глаза… — говорил поэт. — Я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически, так же, как мои страсти и чувства».
Актуальность проблемы изучения творчества С.А. Есенина в школе не вызывает сомнений, так как после 1991 года появилась возможность по-новому взглянуть на некоторые события литературной жизни ХХ века, в том числе и на творчество такого крупного мастера поэтического слова, каким является С.А. Есенин.
Поэзия С.А. Есенина на слуху, о его жизни и творчестве уже много написано разного, не случайно он воспринимается часто как поэт-легенда. Со стихами Сергея Есенина дети знакомятся еще в начальных классах, изучение его творчества продолжается во всем периоде обучения в средней общеобразовательной школе, но на этот обширный и нуждающийся в серьезном обновлении материал отводится очень мало часов.
В настоящее время имеется множество самых разнообразных, в том числе вариативных и экспериментальных, программ по литературе, но учителю очень сложно ориентироваться в них и выбрать для себя наиболее подходящую. К сожалению, сегодня творческое наследие С.А. Есенина даже в самых авторитетных, утверждённых Министерством образования Российской Федерации программах представлено довольно скупо. В этих условиях успех преподавания во многом зависит от личности учителя, его литературного вкуса, его умения анализировать художественное произведение и подготовить школьника к самостоятельному эстетическому восприятию. Основным нормативным документом для учителя является школьная программа, которая строится с учётом «обязательного минимума содержания образования» и изменения учебного плана.
Большой объём литературоведческой и методической литературы по творчеству писателя требует осмысления и систематизации, что свидетельствует об актуальности планирования концепции музея по необходимости объединения сил не только в разработке современных методических пособий по творчеству С.А. Есенина, но и в донесении разными формами работы и экспозиционными средствами важности формирования духовности, нравственности и патриотизма подрастающего поколения.
Дом-музей С.А. Есенина
Б. Строченовский пер., 24, стр. 2, +7 495 954-97-64
«Есенин-центр» Московского государственного музея С.А. Есенина
Переулок Чернышевского, 4, стр. 2, +7 495 688-79-90
На сайте используется технология cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.