С 15 сентября по 18 декабря 2016 г. в отделе музея на ул. Клязьминская была открыта новая выставочная экспозиция, посвящённая одной из главных тем наследия С.А. Есенина — отношению к любимому городу, с которым тесно связана его жизненная и творческая судьба.
С Москвой тесно связана жизненная и творческая судьба Есенина. Впервые приехав в Москву в 16-летнем возрасте, поэт признавался: «Я люблю этот город вязевый…». Именно в Москве был написан основной пласт произведений Есенина, и первая публикация стихотворения «Берёза» в московском журнале «Мирок» (1914 г.).
В Москве поэтом исхожены практически все улицы центра города, к историческому прошлому которого он с уважением относился. Сергей Есенин работал в типографии И.Д. Сытина на Пятницкой улице, учился в народном университете А.Л. Шанявского на Миусской площади, жил и бывал в огромном количестве домов различных адресов города, которые «помнят поэта», их более двухсот! И только лишь в Москве Есенин был прописан (с 1911 по 1918 гг.)… Поэт любовался и Красной площадью и красотой старинных московских монастырей, посещал многочисленные литературные места Москвы, связанные с творчеством любимых поэтов и писателей, неоднократно бывал в театрах, в домах своих творческих соотечественников. Но главное – часто просто гулял по «московским изогнутым улицам», создавая свои произведения: «Я московский озорной гуляка. / По всему тверскому околотку / В переулках каждая собака / Знает мою легкую походку». Отсюда ощущением московской жизни, ее историческими и культурными реалиями пронизаны произведения поэта: лирический герой Сергея Есенина сопереживает беспризорным детям, живущим на улицах Москвы («Тех площадь — на Никитской, а этих — на Тверской»), стоит «на Тверском бульваре» у памятника Пушкину и размышляет о сути творчества («Стою я на Тверском бульваре…»), влюбляется и пишет самый красивый лирический цикл «Любовь хулигана» («В первый раз я запел про любовь…»).
В революционные и послереволюционные годы Есенин активно участвовал в общественной жизни любимого города. В 1918 г. на открытии памятника А.В. Кольцову в Москве он восторженно читал свои стихи. Отношение поэта к радикальным мерам революции было сложным и неоднозначным, но Есенин — ярый революционер в творческом плане, поэт ратовал за новые формы в искусстве, за развитие и обновление поэтического языка в контексте русской национальной культуры.
Где бы ни бывал поэт, он всегда мечтал вернуться на родину, в любимую Москву. Во время заграничного путешествия 1922–1923 гг. поэт написал в одном из писем друзьям: «Лучше всего, что я видел в этом мире, это все-таки Москва…», «В голове у меня одна Москва и Москва. Даже стыдно, что так по-чеховски, <…> так хочется мне отсюда, из этой кошмарной Европы обратно в Россию…». Центром духовной жизни, в противоположность всему буржуазному миру, погрязшему в жажде наживы и сдавшему душу «в аренду под смердяковщину», являются синонимы для поэта — Россия и Москва.
Короткий жизненный путь Есенина — всего лишь 30 лет, но большая часть этого пути прошла именно в любимой столице… Не случайно именно в Москве поэт обрел свое последнее пристанище на Ваганьковском кладбище.
Дом-музей С.А. Есенина
Б. Строченовский пер., 24, стр. 2, +7 495 954-97-64
«Есенин-центр» Московского государственного музея С.А. Есенина
Переулок Чернышевского, 4, стр. 2, +7 495 688-79-90
На сайте используется технология cookies для обеспечения более эффективной работы сайта, а также сбора статистики о пользователях при помощи счетчиков Яндекс.Метрика и Цифровая Культура (PRO.Культура.РФ). Продолжая просматривать данный сайт, вы принимаете условия Соглашения об использовании файлов cookies. В случае несогласия с условиями вы можете отключить возможность использования файлов cookies в настройках вашего браузера.