С 28 ноября 2019 по 16 февраля 2020 г. в «Есенин-Центре» проходила уникальная выставка «Ах, милый Ваня, я гуляю по Парижу…», посвящённая 80-летию со Дня рождения выдающегося артиста Ивана Бортника и его дружбе с Владимиром Высоцким.
Торжественная церемония по случаю её открытия состоялась 27 ноября 2019 г.
В ней приняли участие представители семьи Ивана Сергеевича Бортника — вдова Татьяна Николаевна Борзых, сын Фёдор Бортник с супругой Еленой и дочерьми — Маргаритой и Катей; а также сын Владимира Семёновича Высоцкого, Никита Высоцкий, Заслуженные артисты России Михаил Ефремов и Василий Мищенко, оба дружившие с Иваном Бортником, Константин Желдин (более 30 лет прослужил в Театре на Таганке), выдающийся фотограф Валерий Плотников, музыкант Сергей Летов, супруга кинорежиссёра и артиста Геннадия Полока, Ольга Полока, поэт Александр Вулых и многие другие друзья и почитатели талантов Ивана Бортника и Владимира Высоцкого.
Идейным вдохновителем выставки стал руководитель Московского театра поэтов Влад Маленко, который служил в Театре на Таганке 20 лет и дружил с Иваном Бортником 25 лет.
Началась церемония открытия с перформанса Московского театра поэтов. Лейтмотив выступления — известнейший сюжет из легендарного фильма Сергея Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (в ноябре этого года исполнилось 40 лет с момента его выхода на экраны центрального телевидения нашей страны) — захват банды в подвале хлебного магазина. У гостей в зале, собравшихся на презентацию выставки, перехватило дыхание: погас свет, зазвучал известный саундрек из фильма композитора Евгения Геворкяна, раздался всеми узнаваемый низкий голос с хрипотцой начальника отдела по борьбе с бандитизмом МУРа Глеба Жеглова (В. Высоцкий), призывающий «граждан-бандитов» сдавать оружие, а в ответ ему — голос участника банды Промокашки (И. Бортник). В тёмном зале забегали яркие огоньки от фонариков: всё, как в самом фильме, в котором снимались два больших друга, два больших артиста. У одного роль главная — у Владимира Высоцкого, у другого — Ивана Бортника — описание роли в сценарии фильма состояло из четырёх слов: «Идёт парень в кепке-шестиклинке». Всё! Всё остальное для роли Промокашки Иван Бортник придумал сам и всё импровизировал. Но обе роли (такие разные по формату и по хронометражу) страна заполнит навсегда и навсегда полюбит этих артистов.
Официальную часть церемонии открыл Никита Владимирович Высоцкий, сын Владимира Семёновича: «Когда я был ещё ребёнком, Иван Сергеевич меня совершенно поразил, он был совсем седой и при этом очень молодой человек. Молодой седой человек — это было что-то совсем особенное. Он и сам по себе особенный, ни на кого не похож и похож на весь народ».
Михаил Ефремов, Заслуженный артист России рассказал, что про Ивана Сергеевича Бортника он узнал от матери — тот был её любимым артистом. И добавил: «Я не могу красиво говорить, я лучше спою». И исполнил под гитарный аккомпанемент актёра Московского театра поэтов Романа Сорокина песню В.Высоцкого «Я однажды гулял по столице», взорвав зал смехом и аплодисментами.
Заслуженный артист России Василий Мищенко, долгие годы друживший с Иваном Бортником, поведал аудитории свою историю дружбы с Иваном Сергеевичем и завершил рассказ искренними и трогательными словами: «Эх, Ваня, Ваня, где сейчас ты?.. Уже летаешь».
Цель выставки — показать часть мира невероятной творческой дружбы двух знаковых представителей культуры второй половины XX века — Владимира Высоцкого и Ивана Бортника через музейные экспонаты, связанные с Парижем и Москвой 70-х годов прошлого столетия. Символ арт-выставки заключён в образе нарисованной знаменитой «Чёрной кошки» из фильме «Место встречи изменить нельзя».
Художественный замысел арт-проекта воплотил художник Сергей Попов. В техническом оформлении выставки (обработка старых небольшого размера фотографий, доведённых до размеров в несколько метров в высоту и ширину, при этом создающая эффект 3D и некий трафарет одновременно) художник использовал технологию, не имеющую в общем-то какого-то специального названия. По его словам: «Это наша придумка с Владом, нечто вроде мега-аппликации, основанной на современных возможностях лазерной и плазменной резки.
А художественная часть экспозиции выставки, — продолжил Сергей Попов, — была подчинена основной идее, которую предложил Влад. Мы старались воссоздать дух той самой Великой Таганки, где служили И. Бортник и В. Высоцкий. Вторая точка привязки визуальной эстетики — само название выставки. Мы были просто обязаны как-то отразить тему прогулки по Парижу, а куда деваться-то? Третья точка — сами экспонаты: письма, открытки, небольшие фотографии и т.д. Они сами по себе не особенно эффектно выглядят. Таким экспонатам нужно воссоздать особую атмосферу, им нужно придать оклад, если хотите, в котором простая открытка станет неким произведением искусства и будет выглядеть как драгоценность. И мы придумали такой сюжет: из Парижа в Москву и в обратном направлении летят письма, осенние листья, бумажные самолётики и почтовые открытки. Некоторые из них застыли в воздухе и стали экспонатами нашей выставки. Между Парижем и Москвой — таганская сцена, на которой в обнимку стоят Высоцкий и Бортник. Что касается панно на стенах экспозиции (с городскими пейзажами и портретами), то идея была такая: они должны выглядеть и реалистично, и условно одновременно. Реалистично, чтобы погрузить посетителя выставки в атмосферу 70-х годов прошлого века, условно — чтобы экспонаты не терялись на их фоне, а выглядели бы тёплыми и живыми. Вот мы и применили такой графический ход: издалека зритель видит объёмную чёрно-белую картинку, а, приближаясь к ней, — некую полосатую фактуру, в которую превращается картина».
В экспозиции выставки много архивных фотографий, писем и открыток В. Высоцкого к И. Бортнику, редчайшие виниловые пластинки, подписанные Владимиром Высоцким Ивану Бортнику, а также его сыну Фёдору, например, пластинка с записью сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», звучат песни в исполнении Высоцкого, а также представлен его гримёрный столик из Театра на Таганке, кассеты-бобины, на экранах чередуются фотографии героев выставки — Бортника и Высоцкого с их знаменитыми друзьями, в частности есть редкие фотографии с Михаилом Шемякиным, а также кадры из фильма «Место встречи изменить нельзя», из этого же фильма на экспозиции воссоздана потайная дверь, за которой прятался от бандитов Володя Шарапов…
Дом-музей С.А. Есенина
Б. Строченовский пер., 24, стр. 2, +7 495 954-97-64
«Есенин-центр» Московского государственного музея С.А. Есенина
Переулок Чернышевского, 4, стр. 2, +7 495 688-79-90
На сайте используется технология cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.