С 28 ноября 2019 по 16 февраля 2020 г. в «Есенин-Центре» проходила уникальная выставка «Ах, милый Ваня, я гуляю по Парижу…», посвящённая 80-летию со Дня рождения выдающегося артиста Ивана Бортника и его дружбе с Владимиром Высоцким.
Торжественная церемония по случаю её открытия состоялась 27 ноября 2019 г.
В ней приняли участие представители семьи Ивана Сергеевича Бортника — вдова Татьяна Николаевна Борзых, сын Фёдор Бортник с супругой Еленой и дочерьми — Маргаритой и Катей; а также сын Владимира Семёновича Высоцкого, Никита Высоцкий, Заслуженные артисты России Михаил Ефремов и Василий Мищенко, оба дружившие с Иваном Бортником, Константин Желдин (более 30 лет прослужил в Театре на Таганке), выдающийся фотограф Валерий Плотников, музыкант Сергей Летов, супруга кинорежиссёра и артиста Геннадия Полока, Ольга Полока, поэт Александр Вулых и многие другие друзья и почитатели талантов Ивана Бортника и Владимира Высоцкого.
Идейным вдохновителем выставки стал художественный руководитель Московского государственного музея им. С.А. Есенина Влад Маленко, который служил в Театре на Таганке 20 лет и дружил с Иваном Бортником 25 лет.
Началась церемония открытия с перформанса Московского театра поэтов. Лейтмотив выступления — известнейший сюжет из легендарного фильма Сергея Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (в ноябре этого года исполнилось 40 лет с момента его выхода на экраны центрального телевидения нашей страны) — захват банды в подвале хлебного магазина. У гостей в зале, собравшихся на презентацию выставки, перехватило дыхание: погас свет, зазвучал известный саундрек из фильма композитора Евгения Геворкяна, раздался всеми узнаваемый низкий голос с хрипотцой начальника отдела по борьбе с бандитизмом МУРа Глеба Жеглова (В. Высоцкий), призывающий «граждан-бандитов» сдавать оружие, а в ответ ему — голос участника банды Промокашки (И. Бортник). В тёмном зале забегали яркие огоньки от фонариков: всё, как в самом фильме, в котором снимались два больших друга, два больших артиста. У одного роль главная — у Владимира Высоцкого, у другого — Ивана Бортника — описание роли в сценарии фильма состояло из четырёх слов: «Идёт парень в кепке-шестиклинке». Всё! Всё остальное для роли Промокашки Иван Бортник придумал сам и всё импровизировал. Но обе роли (такие разные по формату и по хронометражу) страна заполнит навсегда и навсегда полюбит этих артистов.
Официальную часть церемонии открыл Никита Владимирович Высоцкий, сын Владимира Семёновича: «Когда я был ещё ребёнком, Иван Сергеевич меня совершенно поразил, он был совсем седой и при этом очень молодой человек. Молодой седой человек — это было что-то совсем особенное. Он и сам по себе особенный, ни на кого не похож и похож на весь народ».
Михаил Ефремов, Заслуженный артист России рассказал, что про Ивана Сергеевича Бортника он узнал от матери — тот был её любимым артистом. И добавил: «Я не могу красиво говорить, я лучше спою». И исполнил под гитарный аккомпанемент актёра Московского театра поэтов Романа Сорокина песню В.Высоцкого «Я однажды гулял по столице», взорвав зал смехом и аплодисментами.
Заслуженный артист России Василий Мищенко, долгие годы друживший с Иваном Бортником, поведал аудитории свою историю дружбы с Иваном Сергеевичем и завершил рассказ искренними и трогательными словами: «Эх, Ваня, Ваня, где сейчас ты?.. Уже летаешь».
Цель выставки — показать часть мира невероятной творческой дружбы двух знаковых представителей культуры второй половины XX века — Владимира Высоцкого и Ивана Бортника через музейные экспонаты, связанные с Парижем и Москвой 70-х годов прошлого столетия. Символ арт-выставки заключён в образе нарисованной знаменитой «Чёрной кошки» из фильме «Место встречи изменить нельзя».
Художественный замысел арт-проекта воплотил художник Сергей Попов. В техническом оформлении выставки (обработка старых небольшого размера фотографий, доведённых до размеров в несколько метров в высоту и ширину, при этом создающая эффект 3D и некий трафарет одновременно) художник использовал технологию, не имеющую в общем-то какого-то специального названия. По его словам: «Это наша придумка с Владом, нечто вроде мега-аппликации, основанной на современных возможностях лазерной и плазменной резки.
А художественная часть экспозиции выставки, — продолжил Сергей Попов, — была подчинена основной идее, которую предложил Влад. Мы старались воссоздать дух той самой Великой Таганки, где служили И. Бортник и В. Высоцкий. Вторая точка привязки визуальной эстетики — само название выставки. Мы были просто обязаны как-то отразить тему прогулки по Парижу, а куда деваться-то? Третья точка — сами экспонаты: письма, открытки, небольшие фотографии и т.д. Они сами по себе не особенно эффектно выглядят. Таким экспонатам нужно воссоздать особую атмосферу, им нужно придать оклад, если хотите, в котором простая открытка станет неким произведением искусства и будет выглядеть как драгоценность. И мы придумали такой сюжет: из Парижа в Москву и в обратном направлении летят письма, осенние листья, бумажные самолётики и почтовые открытки. Некоторые из них застыли в воздухе и стали экспонатами нашей выставки. Между Парижем и Москвой — таганская сцена, на которой в обнимку стоят Высоцкий и Бортник. Что касается панно на стенах экспозиции (с городскими пейзажами и портретами), то идея была такая: они должны выглядеть и реалистично, и условно одновременно. Реалистично, чтобы погрузить посетителя выставки в атмосферу 70-х годов прошлого века, условно — чтобы экспонаты не терялись на их фоне, а выглядели бы тёплыми и живыми. Вот мы и применили такой графический ход: издалека зритель видит объёмную чёрно-белую картинку, а, приближаясь к ней, — некую полосатую фактуру, в которую превращается картина».
В экспозиции выставки много архивных фотографий, писем и открыток В. Высоцкого к И. Бортнику, редчайшие виниловые пластинки, подписанные Владимиром Высоцким Ивану Бортнику, а также его сыну Фёдору, например, пластинка с записью сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», звучат песни в исполнении Высоцкого, а также представлен его гримёрный столик из Театра на Таганке, кассеты-бобины, на экранах чередуются фотографии героев выставки — Бортника и Высоцкого с их знаменитыми друзьями, в частности есть редкие фотографии с Михаилом Шемякиным, а также кадры из фильма «Место встречи изменить нельзя», из этого же фильма на экспозиции воссоздана потайная дверь, за которой прятался от бандитов Володя Шарапов…
Организаторы выставки выражают искреннюю благодарность всем, кто поддержал и поддерживает проект, в частности, — Главе крестьянского хозяйства «Попов луг» Евгению Георгиевичу Тарло и Учредителю МПЗ «Рублевский».
Мы также очень признательны за информационную поддержку нашим Инфорпартнёрам.
Дом-музей С.А. Есенина
Б. Строченовский пер., 24, стр. 2, +7 495 954-97-64
Есенинский культурный центр
Ул. Клязьминская, 21, корп. 2, +7 495 483-95-15
Есенин-центр
Переулок Чернышевского, 4, стр. 2, +7 495 688-79-90
На сайте используется технология cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.