Москва. Модерн. Есенин

С именем Сергея Александровича Есенина связаны сотни московских адресов, которые хранят память о важных событиях жизни поэта. В рамках виртуальной выставки мы познакомим вас с местами, которые не только тесно связаны с наследием Есенина, но и являются яркими примерами популярного во времена поэта художественного и архитектурного стиля модерн.

Сергей Есенин застал то время, когда в архитектуре был распространён стиль модерн, вдохновленный природой и воспевавший её многообразие. В русском модерне геометрия сочетается с живыми природными формами и стилизованными образами растений и животных. Влияние на его развитие оказывали новаторские технологии и научные открытия эпохи, а также ботанические исследования и связанный с ними жанр ботанической иллюстрации.

Адрес, с которого началась жизнь «московского озорного гуляки» — Рязанский вокзал (в 1912 году переименован в Казанский). Отправляясь из родного Константинова в Москву или в Рязань, поэт обычно доезжал на лошадях до станции Дивово, а оттуда продолжал путь по железной дороге.

В начале XX века вокзал представлял собой тесное одноэтажное строение. После того, как железная дорога была продлена до Казани, стало понятно, что старое помещение вокзала не сможет вместить в себя увеличившийся поток людей. В связи с этим конце 1913 года был утверждён проект нового просторного здания в стиле модерн, разработанный архитектором А.В. Щусевым. В основу проекта легла идея использовать в оформлении восточную тематику, так как вокзал рассматривался как «ворота на Восток».

В создании интерьеров принимали участие известные русские художники: А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих и З.Е. Серебрякова.

В своём архитектурном проекте Алексей Щусев совместил черты московского барокко, рязанского зодчества и в точности повторил башню Сююмбике Казанского кремля. Венчает башню флюгер в виде дракона Зиланта — древнего символа Казани. Также на здании вокзала установлены часы, циферблат которых украшен знаками зодиака, отсылающими к восточной культуре.

Со временем красивый и вместительный Казанский вокзал стал одной из достопримечательностей Москвы. Сергей Есенин бывал здесь с 1911 по 1925 год.

К стилю модерн относится и знакомое посетителям нашего Музея здание «Есенин-центра» — флигель усадьбы Карла Мейера. Городскую усадьбу К.А. Мейера начали обустраивать в конце 1890-х годов. Созданием проекта занимался знаменитый русский архитектор Максимилиан Геппенер, дом которого находился по соседству. В то время 2-й Мариинский переулок (ныне — переулок Достоевского), где появилась усадьба, только формировался, строения занимали лишь одну сторону – вдоль высокого берега располагавшегося здесь до 1916 года большого пруда, который образовывала речка Неглинка.

Флигель усадьбы был построен в популярном тогда стиле модерн. Он выражается в здании в следующих элементах: закруглённых углах, шатровой кровле, разномастабшности отдельных частей постройки. Внутренние интерьеры также имели черты стиля модерн. До наших дней от них сохранилась чугунная лестница с растительными орнаментами и популярная тогда метлахская плитка.

По некоторым сведениям, во флигеле усадьбы жена хозяина Адель Мейер открыла литературное кафе «У Адели». В нем собирались молодые поэты и музыканты — члены Суриковского литературно-музыкального кружка, активным участником которого был и Сергей Есенин. Молодой поэт участвовал в заседаниях и бывал в гостях у проживавшего поблизости председателя кружка С.Н. Кошкарова-Заревого.

С ранним периодом творчества поэта связана также Марфо-Мариинская обитель. Она была основана в 1909 году великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, старшей сестрой императрицы Александры Фёдоровны. В 1905 году её муж Великий князь Сергей Александрович трагически погиб от бомбы террориста. После этого Елизавета Фёдоровна отошла от мирских дел и решила посвятить свою жизнь милосердию. Княгиня замыслила постройку обители и пригласила Михаила Нестерова для участия в росписи Покровского собора на территории монастыря. Художник порекомендовал ей доверить архитектурный проект А.В. Щусеву, с которым они были дружны. В оформлении экстерьера также принимал участие Сергей Тимофеевич Конёнков — его руке, предположительно, принадлежит рельеф Распятия на фасаде собора.

Построенный Щусевым храм стал одним из самых ярких примеров русского модерна в церковной архитектуре. При создании проекта Щусев ориентировался на новгородское и псковское зодчество. Белые стены храма украшены различными орнаментами с растительными и животными мотивами. Часто в орнаментах встречается образ виноградной лозы — евангельский символ Христа, подающего жизнь через причастие. На западном фасаде размещена мозаичная икона Нерукотворного Спаса, выполненная Михаилом Нестеровым.

В январе 1916 года, по приглашению Елизаветы Фёдоровны, Сергей Есенин и Николай Клюев выступили в обители с чтением своих стихов перед членами царской фамилии, ранеными на фронтах Первой мировой и известными русскими художниками: В.М. Васнецовым и М.В. Нестеровым. Елизавета Фёдоровна подарила «сказителям» Евангелия и серебряные образки с изображением иконы Покрова Пресвятой Богородицы и св. Марфы и Марии, а Нестеров — открытку с репродукцией своей картины «Святая Русь» с дарственной надписью.

В стиле модерн были построены и некоторые издательства, связанные с именем Есенина. «Скоропечатня А.А. Левенсона», возникшая в 1881 году как небольшая типография, к концу XIX века превратилась в крупное полиграфическое производство.

В 1900 году по проекту Ф.О. Шехтеля для «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона» в Трёхпрудном переулке был построен производственно-издательский комплекс. Создатели товарищества полагали, что красивую печатную продукцию невозможно выпускать в некрасивом, плохо оснащённом помещении. Они с успехом реализовали задуманное. Эта типография — одно из наиболее интересных в Москве производственных зданий в стиле модерн. Изюминку постройке придают башенки и щипцовая крыша, окна с выпуклыми стёклами, растительные мотивы, изогнутые фонари, напоминающие цветы.

Сергей Есенин бывал здесь в 1916 году: во время подготовки своей поэтической книги «Голубень». Проект был доведён до стадии корректуры, однако книга не вышла в свет.

Многим знакомо необычное здание, которое расположено напротив станции метро «Арбатская» — особняк Арсения Морозова. Его причудливые формы и пышный экстерьер трудно не заметить. Арсений Морозов и архитектор Виктор Мазырин с честью выполнили поставленную ими самими задачу — построить один из самых необычных домов Москвы. Правда, здание, построенное в 1897–1899 годах, московская публика не приняла, назвав его образцом безвкусицы. Однако это не очень огорчило Морозова.

Здание было построено в стиле эклектики и включало в себя черты стиля модерн: асимметрия, животные и растительные мотивы. Основной элемент экстерьера — ракушки.

В 1918 году в шикарном особняке разместился Московский Пролеткульт, объединивший писателей, выходцев из рабочих. Здесь собиралась литературная студия, проходили различные заседания. В канцелярии Пролеткульта работал друг Есенина поэт Сергей Клычков, поселившийся здесь же — в получердачном помещении, заваленном ненужной мебелью. Там же осенью 1918 года устроился на жительство и Есенин. В фондах нашего музея сохранился чугунный камин из комнаты, в которой поэт поселился вместе с другом. В конце 1919 года Есенин читал стихи в Центральном клубе Московского Пролеткульта.

Также в это время Есенин совместно с поэтами Пролеткульта создаёт «Московскую трудовую артель художников слова». В 1918 году они открывают издательство, которое просуществовало под руководством Есенина до 1920 года.

В это же время Есенин с группой друзей-поэтов активно работает над созданием нового направления в искусстве, основой которого был образ — имажинизма. Единомышленники собирались осенью 1918 года в одной из квартир бывшего доходного дома, где жил поэт Анатолий Мариенгоф. Среди постоянных гостей Мариенгофа — поэты Сергей Есенин, Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев. Здесь они обсуждали свои творческие и издательские планы, подготовили «Декларацию» имажинистов. В феврале — марте 1919 года Есенин перебрался на жительство к Мариенгофу.

Доходный дом И.М. Коровина был построен в 1897–1899 годах по проекту архитектора И.Г. Кондратенко. Здание сочетает в себе черты неоклассицизма и модерна. От модерна в нём — изящные линии окон, эркеры, ажурные орнаменты балконных перегородок и ворот, которые включали в себя цветочные мотивы, а также медальоны с изображением ирисов. Помимо этого здание украшено лепниной, включающей в себя композиции из листьев аканта.

В начале XX века Политехнический музей был центром притяжения поэтов и писателей. Здесь происходили диспуты, встречи, лекции. Строительство огромного здания Политехнического музея продолжалось больше 30 лет — с 1871 по 1903 год. Северное крыло постройки отличается наличием черт модерна: в его экстерьере преобладают изогнутые линии, а отдельные элементы украшены резьбой с растительными орнаментами.

Наиболее известное благодаря помещение музея — Большая аудитория — открылась в 1907 году и быстро стала значимым культурным центром Москвы. Сергей Есенин в 1919–1921 годах активно участвовал в литературных вечерах, проходивших в Большой аудитории. Есенин выступал на вечерах имажинистов в рамках дискуссий о современной поэзии. Каждое поэтическое направление, каждая творческая группа стремились показать свою уникальность и значимость для литературы. Имажинисты на рубеже 1910–1920-х годов являлись одними из наиболее активных участников литературной жизни Москвы, их стихи часто звучали в стенах Политехнического музея.

Дом Ильи Пигита на Большой Садовой знаменит в первую очередь благодаря одному своему жильцу — писателю Михаилу Булгакову. Однако мало кто знает, что именно в этом доме произошла одна из судьбоносных встреч в жизни Сергея Есенина.

Доходный дом Ильи Пигита был возведён по проекту архитектора Э.С. Юдицкого, одного из видных представителей московского модерна. Оформление уличного фасада разработал А.А. Милков. Неповторимый облик в стиле модерна зданию придали изгибающиеся формы закруглённых эркеров и балконов, лепной декор, майолики и преобладание растительных мотивов в орнаменте.

В 1918 году мастерскую в этом доме получил художник Георгий Якулов, близкий друг Есенина. В мастерской 3 октября 1921 года, в день рождения поэта, состоялось его знакомство с известной танцовщицей Айседорой Дункан. На момент знакомства Сергею Есенину было 26 лет, а Айседоре — 44. Илья Шнейдер, помощник и секретарь танцовщицы, вспоминал об их первой встрече так:

«Айседора вновь погрузила руку в «золото его волос»… Так они «проговорили» весь вечер на разных языках буквально (Есенин не владел ни одним из иностранных языков, Дункан не говорила по-русски), но, кажется, вполне понимая друг друга.

— Он читал мне свои стихи, — говорила не в тот вечер Айседора, я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи эти писал genie (гений — франц.)».

Несмотря на то, что модерн не нашёл отражения в творчестве поэта, он был тесно связан с его эпохой и повседневной жизнью. Здания, построенные в этом стиле — малая, но увлекательная часть Москвы Сергея Есенина.

О проекте

Организатор проекта:

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский государственный музей С.А. Есенина»

Директор — Олег Юрьевич Робинов


Над проектом работали:

Автор статьи, подбор материала — Ксения Леонова

Техническая реализация — Георгий Баранов