Художественные сокровища из фондов Московского государственного
музея С.А. Есенина

Виртуальная выставка

Московский музей С.А. Есенина был открыт в 1995 году на общественных началах и разместился в небольшом мемориальном доме, затерявшемся в замоскворецких переулках. За прошедшие годы он не только получил статус государственного, но и превратился в разноплановый музейный комплекс, расположенный в разных районах Москвы. За это время, конечно, и фонды музея, изначально сформированные за счет предметов, переданных родственниками и многочисленными поклонниками творчества поэта, не только многократно увеличились (в настоящий момент насчитывается более 11 тысяч единиц хранения), но и пополнились целым рядом уникальных мемориальных предметов, автографов и документов. Для коллекции музея было выделено отдельное помещение в Измайлово.

Хотя музей С.А. Есенина является литературно-мемориальным, существенную часть собрания составляют живописные работы, рисунки, литографии, экслибрисы, произведения декоративно-прикладного искусства. Все они так или иначе связаны с Сергеем Есениным или его окружением: работы Ю.П. Анненкова (например, литография с изображением В.Э. Мейерхольда), карандашные рисунки А.Н. Яр-Кравченко 1930-х годов, пейзажи Ю.Б. Иванова, В.И. Калошина, З.П. Мироновой и других художников, запечатлевшие Константиново, многочисленные портреты Есенина и многое другое. Конечно, есть и удивительные мемориальные вещи, к примеру, женский палантин, принадлежавший супруге поэта, американской танцовщице Айседоре Дункан. Про все в одной статье рассказать невозможно, поэтому остановимся лишь на нескольких работах из фондов музея, которые, помимо своей художественной ценности, обладают и интересной историей.

Василий Сварог

Начнем с небольшого карандашного рисунка, выполненного на полупрозрачной пергаментной бумаге. Это один из немногих сохранившихся портретов Сергея Есенина, сделанных сразу после его смерти. Художник Василий Сварог нарисовал поэта в тот трагический вечер 28 декабря 1925 года, когда он ушел из жизни.

Есенин хорошо знал Сварога как одного из художников ВХУТЕМАСа. Сварог всегда высоко оценивал талант Сергея Александровича и утверждал, что «Есенин – это будущее, ему будут ставить памятники». По некоторым данным, поэт и художник даже строили планы на совместные выступления, в ходе которых гитарист-виртуоз Сварог должен был аккомпанировать декламации Есенина. Планы эти не осуществились из-за внезапной кончины товарища... В ту декабрьскую ночь художник тоже находился в гостинице «Англетер» и появился в злополучном пятом номере в тот момент, когда тело поэта только что было вынуто из петли. Сварог – настоящий профессионал: он, невзирая на царившую вокруг суматоху, сумел на случайных листках бумаги набросать несколько довольно четких карандашных рисунков, изображающих мёртвого Есенина.

Наряду с фотографиями Наппельбаума эти рисунки стали ценнейшим визуальным свидетельством произошедшей в «Англетере» трагедии. Именно воспоминания художника впоследствии зародили сомнения в самоубийстве поэта. Сварог высказал свою точку зрения на происходившее в номере гостиницы… «Сначала была удавка, – рассказывал он журналисту И.С. Хейсину, – правой рукой Есенин пытался ослабить её, так рука закоченела в судороге, потом закатали в ковер и хотели спустить с балкона. Почему я думаю, что закатали в ковер? Когда рисовал, заметил множество мельчайших соринок на брюках и несколько на волосах. Пытались выпрямить руки и полоснули по сухожилию правой руки, эти порезы были видны...». («Вечерний Ленинград», 28.12.1990 г.).

Графический портрет представляет неоспоримую ценность, является подлинным раритетом. Примечательна история бытования произведения и его скитаний из одной частной коллекции в другую, до тех пор, пока не вернулся снова в Россию, чтобы оказаться, наконец, в фондах Московского государственного музея С.А. Есенина.

В 2008 году в Российском центре науки и культуры в Брюсселе экспонировалась передвижная выставка «Сергей Есенин и Айседора Дункан. Эпоха. Судьба. Творчество». Открывала вернисаж директор нашего музея С.Н. Шетракова, а после её выступления неожиданно для зрителей и организаторов слово попросил интеллигентный пожилой господин. С характерным для франкоязычных русских эмигрантов грассирующим акцентом он объявил, что дарит музею принадлежащий ему подлинный рисунок – посмертный портрет Есенина, выполненный художником Сварогом ночью 28 декабря 1925 года. После чего оратор достал из нагрудного кармана обычный синий конвертик и вручил его ошеломленной Светлане Николаевне. Из конверта тут же был извлечен потрепанный листочек тонкой бумаги с карандашным наброском. Рисунок директору московского музея подарил Жан Бланков. Это имя известно не только в Бельгии, где он родился, вырос, стал профессором Брюссельского университета, заслужил звание академика. Бланкова, как великолепного учёного, библиофила, энциклопедиста, гостеприимного хозяина и остроумного собеседника, хорошо знают и в России. Но как же попал к нему один из серии рисунков, сделанных в гостинице «Англетер»?

По каким-то причинам именно этот листок Сварог передал французскому писателю Анри Барбюсу во время его визита в Советский Союз. Под рисунком сохранилась надпись на французском языке, выполненная, скорее всего, Барбюсом: «Сергей Есенин. Первый набросок, сделанный после его смерти». По возвращении во Францию Барбюс подарил рисунок парижскому критику Флукэ. Тот был близко знаком с бельгийским писателем и поэтом, издателем журнала «Marginales» Альбертом Эгспарсом, ставшим новым обладателем последнего портрета Есенина. Профессор Брюссельского университета, член бельгийской Академии археологии, славист-русист Жан Бланков подружился с Эгспарсом в 1967-1968 годах; затем в течение 15 лет публиковал переводы, очерки и статьи о русской литературе в журнале «Marginales». В 1980-х Эгспарс, зная профессиональный интерес Ж. Бланкова, подарил рисунок ему, а Бланков, как было сказано выше, безвозмездно передал портрет поэта Московскому государственному музею С.А. Есенина. Стоит заметить, что рисунок всегда только дарился, никто из хозяев не взял за него ни сантима.

Юлия Алексеевна Карпова

Долгое время ни за одним другим экспонатом музея не значилась такая богатая история. Но сравнительно недавно в фондах появились несколько работ художницы Юлии Алексеевной Карповой, вся жизнь и творчество которой связаны с Москвой. О них можно рассказать не менее захватывающую историю, полную счастливых случайностей.

Приведу один эпизод. В 2018 году в новом здании музея (Есенин-центр) в переулке Чернышевского проходила персональная выставка работ Ю.А. Карповой. Московские пейзажи с включенными в них жанровыми сценами 1970-80-х годов буквально переносили в прошлое и побуждали вспомнить размеренную жизнь, которая ныне безвозвратно утрачена. Посетители заметили, что среди улиц и домов чаще всего изображалось здание музея, близлежащие улочки и переулки. Нет, 20-30 лет тому назад Юлия Алексеевна не могла предвидеть, что именно здесь откроется филиал Московского музея С.А. Есенина, в котором пройдет ее выставка. Художница в своем творчестве неоднократно обращалась к этому дому, потому что родилась в нем, жила в детстве и юности. Сколько теплых воспоминаний о людях, его обитателях, услышали от Юлии Алексеевны сотрудники и гости музея на открытии выставки!

Анна и Дарья Есенины

Действительно, мир полон удивительных совпадений, и зачастую именно искусство помогает увидеть их сквозь призму суеты и обыденности. Часто в нашем музее упоминаются имена Анны и Дарьи Есениных, не только как прямых родственниц поэта, но и как художниц, работы которых хранятся в фондах и оформляют поэтические сборники, изданные музеем.

Анна Есенина – правнучка Сергея Александровича и Зинаиды Райх и ее дочь Дарья – профессиональные художники. Анна училась в Республиканском художественном училище им. Бенькова в Ташкенте, Даша – в Художественной Академии им. Сурикова.

Дарья Есенина, не смотря на юный возраст, работает ведущим художником в международном агентстве Animated Ads (Кипр), а также успела уже основать свое небольшое рекламное агентство, в котором пиар поднят на уровень искусства: здесь снимаются ролики, рисуются короткие мультики, создаются сайты и портфолио. В свободное от работы время Дарья время от времени занимается книжной иллюстрацией и графикой.

В фондах музея хранятся десять рисунков-иллюстраций к поэме Сергея Есенина «Кобыльи корабли» (размер 70х50 см.)

Это не просто искусно выполненные пастели, но и философское прочтение литературного произведения в контексте истории России с позиции молодой интеллигентной девушки (на момент создания ей не было и 20 лет). Достойная преемница своего знаменитого родственника, Дарья остро прочувствовала то удручающее состояние, которое овладело Есениным в год создания поэмы (1919):

«Сестры-суки и братья-кобели,
Я, как вы, у людей в загоне.
Не нужны мне кобыл корабли
И паруса вороньи.»

Мучительное разочарование в революции, изгнавшей веру, нарушившей порядок вещей выражают строки: «Мир разбит и осколки его режут до крови» или «веслами отрубленных рук Вы прокладываете себе путь в светлое будущее» или «О, кого же, кого же петь в этом бешеном зареве трупов?».

Анна Есенина живет от Дарьи через пролив Средиземского моря в Реховоте (Израиль), где тоже занимается живописью и творчеством: иллюстрациями детских книг, керамикой, рисованием, а также обучает детей живописи.

Нельзя не вспомнить об иллюстрациях, созданных Анной и Дарьей Есениными для поэтического сборника «Братья наши меньшие». Работы нужно было сдавать в издательство в кратчайшие сроки, все иллюстрации подготовили буквально за неделю и своевременно передали в типографию. Вы только посмотрите на Джима, которого нарисовала Анна Есенина! Негласно он стал символом музейного проекта по защите бездомных животных «Дай, Джим, на счастье лапу мне».

Владимир Иванович Калошин

Самые разноплановые художественные произведения, каждый со своей историей, хранятся в фондах Московского музея С.А. Есенина. Здесь нельзя не упоминать коллекцию живописных работ из фондов (двадцать две картины) Владимира Ивановича Калошина, часть которых были подарены музею автором, а оставшиеся были переданы вдовой художника, Тамарой Александровной Князевой, уже после его смерти. Ветеран Великой Отечественной войны, искусствовед, художник, родившийся в 1927 году в Рязанской области, большую часть жизни посвятил «есенинской теме», умея передавать на холсте красоту и умиротворение Константиновских пейзажей.

Георгий Георгиевич Кожанов

В 2020 году в музей поступил еще один ценный дар из серии живописных работ заслуженного художника России Георгия Георгиевича Кожанова.

Марта Тиш

Иногда в фонды музея попадают изображения искусства прямо со сцены. В 2020 году в мемориальном доме поэта прошло шоу «Танцующий художник». Вольный танец актрисы и живописца Marta Tish напоминает чем-то танец Айседоры Дункан. Смотрите шоу «Танцующий художник» на канале музея С.А. Есенина и станьте свидетелями того, как через взмах кисти и в пластике рождается портрет великого поэта.

* * *

В перспективе музей планирует не только делать больше выставок, используя раритетные материалы, но и проводить экскурсии по самим фондам, расположенным в Измайлово, на улице 9-я Парковая, д. 21, корп. 2. Надеемся, что эти и многие другие музейные экспонаты помогут людям по-новому взглянуть на личность Сергея Есенина, увидеть не только хрестоматийного «певца березового ситца», но и сложного, неординарного человека, который жил и творил, страдал и любил в переходную для нашей страны эпоху.

О проекте

Организатор проекта:

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский государственный музей С.А. Есенина»

Директор — Светлана Николаевна Шетракова


Над проектом работали:

Автор статьи, подбор материала — Александра Шетракова

Техническая реализация — Георгий Баранов