Сергей Есенин и Максим Горький

Виртуальная выставка, посвящённая 150-летию со дня рождения Максима Горького

Конец ХIХ — начало ХХ веков в истории России — как для общества, так и для культуры — время жесточайших испытаний и грандиозных свершений. Развиваясь в экстремальных условиях, русская культура не только не выродилась, но и дала уникальные образцы, принадлежащие мировой культуре, своеобразие которых во многом было определено экстремальностью и многомерностью российской истории.

Именно в этот период заявили о себе такие яркие индивидуальности, как Максим Горький (А.М. Пешков) и Сергей Есенин. Личные встречи Горького (1868-1936) с Есениным (1895-1925) не были, видимо, особенно часты, но творчество поэта и сам он как человек постоянно занимали писателя. И Горький, и Есенин — фигуры неоднозначные, но абсолютно точно, что в их жизни и творчестве отразились трагизм и запутанность крайне двусмысленного периода истории России. Два мира, одно время.

Так как же пересекались судьбы Максима Горького и Сергея Есенина?

Начнем наше виртуальное странствование с детства двух литераторов, ведь именно там кроются истоки формирования «творческой души». Максим Горький старше Сергея Есенина на двадцать семь лет, при этом они схожи по социальному происхождению: оба вышли из народного «изножья» и выросли в провинции.

Максим Горький писал в своей биографии: «Отец и мать обвенчались «самокруткой», ибо дед не мог, конечно, выдать свою любимую дочь за безродного человека с сомнительным будущим. Мать моя на мою жизнь никакого влияния не имела, ибо, считая меня причиной смерти отца, не любила меня и, вскоре выйдя замуж второй раз, уже совершенно сдала меня на руки деда, который и начал моё воспитание с псалтири и часослова». «В семье его (деда), очень большой, так как с ним жили два сына, женатые и имевшие детей, меня никто не любил, кроме бабушки, изумительно доброй и самоотверженной старухи, о которой я всю жизнь буду вспоминать с чувством любви и уважения к ней». А Сергей Есенин вспоминал, как в годы раннего детства «по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери...», часто бабушка водила его в монастырь, а дедушка рассказывал библию и священную историю.

Сергей Есенин упоминает время общения со своими сверстниками в автобиографии, называя его озорным, напротив, Максим Горький «школьные порядки ненавидел, товарищей тоже», ибо всегда «любил уединение».

Настоящего образования Максим Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище, поэтому жажда знаний утолялась самостоятельно. «Иногда и меня били. Среди такой обстановки о каких-либо умственных влияниях не может быть и речи, тем более, что все мои родственники — народ полуграмотный». Тяжелая работа и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но породили веру в человека и его потенциальные возможности. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...», — писал Максим Горький.

Сергей Есенин же писал о первоначальном влиянии на творчество деревенских частушек и сказок. «Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. В бога верил мало. В церковь ходить не любил». «Прежде всего я люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить». Поэт вдохновлялся природой родного края и ощущал свою причастность к истории. Он выражал свои чувства и мечты через мир природы, верил в мудрость трудового человека и его понимание свободы, всегда помнил о своих истоках. Патриархальный уклад семьи деда, в которой он воспитывался, сельская природа и фольклор сформировали возвышенные стороны восприятия будущего Сергея Есенина.

Максим Горький и Сергей Есенин познакомились в Петрограде в конце 1915- начале 1916 годов. Горький сразу же привлек молодого поэта к участию в только что организованном журнале «Летопись». Во втором выпуске журнала, в феврале 1916 года появилось стихотворение Есенина «Заглушила засуха засевки...». Тогда же Есенин подарил Горькому «Радуницу» с надписью: «Максиму Горькому, писателю земли и человека, от баяшника соломенных суемов Сергея Есенина на добрую память. 1916 г. 10 февр. Пт.». Это был первый поэтический сборник поэта. На тот момент Горький вернулся в Россию из Италии, куда он уехал после поражения революции 1905 года, и у него собрался значительный «литературный багаж». Свой творческий путь он начал в 1892 году рассказом «Макар Чудра», а его пьеса «На дне» в постановке К. Станиславского имела сенсационный успех.

Интерес к Максиму Горькому, к его творчеству пробудился у Сергея Есенина еще задолго до их личного знакомства. В то время, в 1914 году молодой поэт работал в типографии И.Сытина и был свободным слушателем в Университете Шанявского, он «с упоением рассказывал, как видел приезжавшего в типографию М.Горького», рабочие фабрики восторженно встречали маститого писателя. Мы можем лишь представить себе, благодаря воспоминаниям Н.Сардановского (друга детства С.Есенина), насколько сильны были впечатления молодого поэта Сергея Есенина от этой встречи.

Максим Горький проводил огромное количество времени за общением с литераторами и прочтением работ начинающих писателей, он видел в этом свою просветительскую миссию. Об этом мы можем судить на примере сохранившихся изданий в собрании Музея С.А. Есенина.

М. Горький. Рабселькорам и военкорам. О том, как я учился писать. М.: Государственное издательство, 1928. — 55 с.

Важно отметить, что Максим Горький не только обращается ко всем в этом издании, но и просит в конце, чтобы молодые читатели написали ему о том, что они находят неправильным. В издании он призывает изучать историю литературы, рекомендует читать классику и дает некоторые советы.

Второе издание, сохранившееся в собрании Музея С.А. Есенина это «Пометки Горького на книгах начинающих писателей» И. Макарьева. Книжка эта небольшая, но имеет свою историю. Автор И. Макарьев написал её к сорокалетию Максима Горького, но была она издана позже. Идея написания этой книжки возникла у автора, поскольку он не раз видел огромное количество книг начинающих писателей в библиотеке Горького с его пометками, письма, статьи, надо которыми он трудился во благо русской словесности. При обсуждении с Горьким об издании «Пометок Горького на книгах начинающих писателей», автор просил дать какой-либо образец правки им своих произведений — в назидание начинающим писателям, но сам писатель настоял взять пример творческой практики Л. Толстого из совершенно другой литературоведческой работы. Так появились в одной из глав этой книжки правки Л. Толстым своих рукописей, несколько выпадающие из общего плана книжки.

Сборник пролетарских писателей. Под редакцией М. Горького, А. Сереброва, А. Чапыгина. Петербург: Издательство «Парус», [1917]. — 208 с.

Максим Горький проявил себя как талантливый организатор литературного процесса, публицист, редактор и издатель. В разное время он возглавлял три крупных издательства — «Знание», «Парус» и «Всемирная литература». В 1917 году был выпущен «Сборник пролетарских писателей» в издательстве «Парус» под редакцией Максима Горького. Примечательно, что позже в 1918 году Сергей Есенин написал рецензию, посвященную сборникам, где он отметил важную роль писателя как организатора, но резко оценил авторские труды: «...Горького брызнуть водою старого, но твердо спаянного кропила. Жизнь любит говорить о госте и что идет как жених с светильником «во полунощи», Сборник пролетарских писателей ярко затронул сердца своим первым и робким огнем лампады, пламя которой нежно оберегалось от ветра ладонями его взыскующих душ. Но зато нельзя сказать того, что на страницах этих обоих сборников с выразителями коллективного духа Аполлон гуляет по-дружески».

Количеству получаемых Горьким рукописей и писем от начинающих писателей позавидовала бы любая литературная организация. И, возможно, ни в одной литературной консультации не встретишь такой внимательности к рукописи начинающего автора, какую проявлял Максим Горький. В одной из своих статей он писал: «Молодые писатели находятся в драматическом положении, — они хотят учиться, им необходимо знать приёмы словесного творчества. Учить их — некому. Редакторы журналов возвращают им рукописи с такими отметками: «Слабо. Не пойдет», «Учитесь технике», «Неоригинально». Все эти слова ничего не говорят начинающим авторам, это не учёба, а фабрикация обиженных и недовольных».

Совершенно особое отношение Максима Горького вызывала поэзия Сергея Есенина, здесь не было учительских советов и нареканий, Есенин раз и навсегда оставил отпечаток в душе Горького. И нет лучшего слова об этом, чем воспоминания самого Горького о Есенине и его поэзии: «Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помнится, я не мог сказать ему никаких похвал, да он — я думаю — и не нуждался в них...........После этих стихов невольно подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «Печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного заслужено человеком. И еще более ощутима стала ненужность Кусикова с гитарой, Дункан с её пляской, ненужность скучнейшего браденбургского города Берлина, ненужность всего, что окружало своеобразно талантливого и законченно русского поэта».

В декабре 1917 года стихотворения Есенина «То не тучи бродят за овином...» и «Заметает пурга» появляются в газете «Новая жизнь», одним из редакторов который был Горький. В этот сложнейший период истории, можно было бы предположить, что «крестьянский уклон» в поэзии Есенина мог развести его с Горьким, выдвигавшим свои идеи о роли крестьянства в революции. Но как видно, это далеко не так. Если внимательно изучить отношение самого Горького к крестьянству, то можно сделать выводы, что на деле оно не столь прямолинейно и однозначно, как может показаться после прочтения его статьи 1922 года «О русском крестьянстве». Максим Горький не осуждает «мужика» в дикости, жестокости и безграмотности, это скорее суд над условиями жизни, в которых исторически существовало русское крестьянство. Но и Сергей Есенин не был тем мужиком, коим иногда нам могут представить его отдельные строки или же некоторые литературоведческие издания. Сергей Есенин был для Максима Горького ярким представителем новой зарождающейся интеллигенции, творческой личностью, которая взволновала его своим талантом.

М. Горький. Несвоевременные мысли и рассуждения о революции и культуре (1917-1918 гг.). Ярославль. МСП «Интерконтакт». 1990 — 192 с.

В 1917 году Горький вёл энергичную работу по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов. Однако, многих писателей спасти не удалось, что стало одной из основных причин разрыва с большевиками. К крылу большевиков Горький примкнул еще в 1905 году, он был хорошо знаком с В.Лениным и уже в 1917 году по всем тревожащим его вопросам вёл переписку с вождем. С 1917 по 1918 год в газете «Новая жизнь» публиковались статьи под общим названием «Несвоевременные мысли». В них Горький активно критиковал отрицательные явления, которые принесла с собой революция, с позиций писателя-гуманиста он оценивает страшные факты насилия над человеческой жизнью. В результате эта деятельность привела к «почётной» ссылке Максима Горького, продлившейся почти 12 лет, вернувшись домой, он смог продолжить деятельность литератора.

Письмо С.А. Есенина А.М. Горькому. 3 июля 1925 г.
Письмо С.А. Есенина А.М. Горькому. 3 июля 1925 г.

В июле 1925 года, в то время, когда Горький жил в Италии, в письме, которое осталось неотосланным, Есенин писал ему: «Думал о Вас часто и много...... Я все читал, что Вы присылали Воронскому. Скажу Вам только одно, что вся Советская Россия думает о Вас, где Вы и как Ваше здоровье. Оно нам очень дорого.....Желаю Вам много здоровья, сообщаю, что все мы следим и чутко прислушиваемся к каждому Вашему слову».

Л.М. Леонов. Слово о Горьком. М.: Издательство «Советская Россия», 1971. — 40 с.
М. Горький. Избранные сочинения. Составители М. Юнович и О. Румянцевой. М.: ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, 1946. — 663 с.

Максим Горький видел в литературе не только способ художественно-эстетического самовыражения, сколько нравственно-политическую деятельность с целью изменить мир. Об этом предназначении писателя очень точно сказал А. Блок: «Судьба возложила на Максима Горького, как на величайшего художника наших дней, великое бремя. Она поставила его посредником между народом и интеллигенцией, — между двумя станами, которые оба еще не знают ни себя, ни друг друга. Так случилось недаром: чего не сделает в наши дни никакая политика, ни наука, то может сделать музыка. Позвольте пожелать Алексею Максимовичу сил, чтобы не оставлял его суровый, гневный, стихийный, но и милостивый дух музыки, которому он, как художник, верен. Ибо, повторяю слова Гоголя, если и музыка нас покинет, что будет тогда с нашим миром? Только музыка способна остановить кровопролитие, которое становится тоскливою пошлостью, когда перестает быть священным безумием.».

С.А. Есенин. Чёрный человек. Художник В. Роганов. М.: «Янико», 2006. — 95 с. — миниатюрное издание
С.А. Есенин. Чёрный человек. Художник В. Роганов. М.: «Янико», 2006. — 95 с. — миниатюрное издание
С.А. Есенин. Чёрный человек. Художник В. Роганов. М.: «Янико», 2006. — 95 с. — миниатюрное издание

Смерть Сергея Есенина произвела тяжелое впечатление на Максима Горького. Мы знаем об этом из писем писателя.

«Очень подавлен смертью Есенина», — сообщал он И.Груздеву 9 января 1926 года. «Если б вы знали, друг мой, — писал он Ф.Элленсу 7 февраля 1926 года- какие чудесные, искренние и трогательные стихи написал он перед смертью, как великолепна его поэма «Черный человек», которая только что вышла из печати. Мы потеряли великого русского поэта...».

Письмо А.М. Горького Р. Роллану. 24 марта 1926 г.

В трагической судьбе Сергея Есенина Максим Горький видел не просто драму конкретного человека, а нечто большее — отражение глубоких социальных конфликтов. Об этом он писал своему другу, французскому писателю Р.Роллану: «Дорогой друг, драма Сергея Есенина в высокой степени характерна. Это драма деревенского парня, романтика и лирика, влюбленного в поля и леса, в свое, деревенское небо, в животных и цветы. Он явился в город, чтоб рассказать о своей восторженной любви к примитивной жизни, рассказать о простой ее красоте... Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и не искренно, как умеют хвалить лицемеры и завистники... Друзья поили его вином, женщины пили кровь его. Он очень рано почувствовал, что город должен погубить его, и писал об этом прекрасными стихами».

С.А. Есенин. Стихотворения и поэмы. Вступительная статья, подготовка текста и примечания А.Л. Дымшица. Ленинград: Издательство «Советский писатель», 1956. — 436 с. — серия «Библиотека поэта, основана М. Горьким»
С.А. Есенин. Стихотворения и поэмы. Вступительная статья, подготовка текста и примечания А.Л. Дымшица. Ленинград: Издательство «Советский писатель», 1956. — 436 с. — серия «Библиотека поэта, основана М. Горьким»

Горький внимательно следил за тем, что писалось о Есенине, просил своих корреспондентов присылать ему всё, что появлялось в печати. Об этом мы можем судить из письма последней жене поэта С.А.Толстой-Есениной: «Газетные статейки о нем я все собрал, вероятно — все. Это очень плохо. Не пришлете ли Вы мне несколько-две-три-наиболее бесстыдные и плохие книжки о нем? Я хотел бы кое-что сказать по поводу их». Однако выполнить это намерение он не смог. 8 декабря 1926 года, посылая ей свои воспоминания о Есенине, он писал: «Предполагал я написать статью, но статья потребовала бы много времени, — ведь о Есенине можно и следует сказать очень много. Но, к сожалению, нет у меня времени написать статью». Сегодня, мы можем встретить воспоминания Максима Горького о Сергее Есенине в качестве предисловия в поэтических сборниках. В собрании Музея С.А.Есенина хранятся примеры критических работ о творчестве и жизни Сергея Есенина: «Гибель Есенина» футуриста Ал.Кручёных и «Роман без вранья» имажиниста А.Мариенгофа. Известно, что Максим Горький в письме литератору Дм.Лутохину, который при чтении «Романа без вранья» сделал вывод будто бы Сергей Есенин покончил с собой, заразившись нехорошей болезнью, выразил явное недоумение: «Не ожидал, что «Роман» Мариенгофа понравится Вам. Я отнесся к нему отрицательно. Автор — явный нигилист: фигура Есенина изображена в нем злостно, драма не понята».

А.Б. Мариенгоф. Роман без вранья. Ленинград: Рабочее издательство «Прибой» имени Е.Соколовой, 1927. — 155 с.
А.Е. Крученых. Гибель Есенина (Как Есенин пришел к самоубийству). Москва: Издание автора, 1926. — 18 с. — издание 4-е, дополненное

Максим Горький и Сергей Есенин принадлежат не только своему времени, но и последующим поколениям. Фигура Максима Горького неоднозначна; несмотря на то, что он вошел в сознание многих поколений преимущественно как писатель социалистического реализма, на всех этапах творческого пути в нем совмещались внутренние противоречия, то противоборствуя, то образуя единство — человеколюбие и идеологичность, романтизм, прославление внутренней свободы и критический реализм. Столь же противоречива для нас навсегда останется душа поэта Сергея Есенина, его лирика разнолика, как и сама его жизнь. Любовь ко всему живому, светлая грусть и радость, разочарование, стремление понять и принять неведомое доселе — всё находит своё отражение в наследии Сергея Есенина.

Два мира, одно время. И Максим Горький, и Сергей Есенин на протяжении своего пути стремились к познанию сложной, полной трагических событий жизни своего народа.

Использованная литература

  1. М. Горький «Автобиография», впервые напечатана в книге «Русская литература ХХ века», т. 1, изд. «Мир», М. 1914
  2. С. Есенин «Автобиография», октябрь 1925
  3. Н. Сардановский «Из воспоминаний юности» / «Воспоминания о Сергее Есенине». М., 1965, с. 89 (в очерке Н.А. Сардановского «Из воспоминаний о юности»)
  4. Воспоминания М. Горького о С.Есенине / Стихотворения. Поэмы. Повести. Рассказы / пред. М. Горького. М.: Издательство «Эксмо», 2008. — 736 с. — серия «Библиотека Всемирной Литературы»

О проекте

Организатор проекта:

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский государственный музей С.А. Есенина»

Директор — Светлана Николаевна Шетракова

Главный хранитель — Валентина Ивановна Архипова


Над проектом работали:

Подготовка материалов — Яна Агванян

Техническая реализация — Георгий Баранов